
Ми-28 (по классификации НАТО — Havoс) — российский ударный вертолёт, предназначенный для поиска и уничтожения в условиях активного огневого противодействия танков и другой бронированной техники, а также малоскоростных воздушных целей и живой силы противника.
Разработка вертолёта велась на Московском вертолётном заводе им. М. Л. Миля с 1980 года. Первый опытный образец вертолёта Ми-28 совершил первый полёт 10 ноября 1982 года.
Выкатка из сборочного цеха первого опытного экземпляра Ми-28Н состоялась 16 августа 1996 года, 14 ноября 1996 года вертолет впервые поднялся в воздух.
Государственные совместные испытания опытного боевого вертолета Ми-28Н были начаты в мае 2005 года. Программой ГСИ было предусмотрено проведение большого объема наземных работ и испытательных полетов, что обеспечивало возможность всесторонней оценки боевых свойств вертолета. С целью решения оперативных вопросов, возникающих в ходе ГСИ и требующих быстрого и компетентного решения, государственную комиссию по проведению ГСИ опытного боевого вертолета Ми-28Н, возглавил непосредственно главнокомандующий ВВС.
В конце декабря 2005 года на предприятии был проведен подъём первого серийного вертолета нового поколения Ми-28Н.
Вертолёт Ми-28Н принят на вооружение приказом президента РФ 15 октября 2009 г.
Конкурирует он с вертолётом Ка-50. Ну это совершенно разные вертолёты, Ка-50 действует с больших высот, чем Ми-28.
Бортовое оборудование у него очень крутое. Информация выводится на нашлемный целеуказатель, цветные экраны и индикатор на лобовом стекле, правда остались ещё аналоговые приборы.
В радиоэлектронном оборудовании я не разбираюсь, скажу только, что у него есть видео-теплопеленгатор, крутая радиостанция и станция предупреждения об облучении.
На большой высоте при аварийной ситуации экипаж покидает вертолёт с помощью парашютов, на малой высоте при падении вертолёта шасси и сиденья поглощают удар.
В конструкции кабины применена высокостойкая броня, полностью броневое плоскопараллельное остекление выдерживает прямые попадания бронебойных пуль калибром 12,7 мм, осколочно-фугасных снарядов калибра 20 мм, лопасти сохраняют работоспособность при попадании 30 мм снарядов.
Бронекабина экипажа выполнена из 10-мм листов алюминия, на которые наклеены 16-мм бронеэлементы из керамики. Двери кабины выполнены из стеклопластика с алюминиевой плитой и керамической броней. Лобовые стекла кабины представляют собой прозрачные силикатные блоки толщиной 42 мм, а боковые стекла и стекла дверей — из таких же блоков, но толщиной 22 мм. Кабина летчика отделена от кабины оператора 10-мм алюминиевой бронеплитой, что сводит к минимуму поражение обоих членов экипажа при разрыве малокалиберного осколочно-фугасного зажигательного снаряда в одной из кабин. Топливные баки заполнены пенополиуретаном и снабжены латексным самозатягивающимся протектором.
Ми-28 способен выполнять полет на предельно малых высотах (до 5 м) с огибанием рельефа местности. Повышена маневренность вертолета, который теперь может перемещаться назад и в стороны со скоростью 100 км/ч. Во время «зависания» суммарная угловая скорость разворота может достигать 90 градусов в секунду, а с учетом угловой скорости рыскания чуть более 117 град/сек, максимальная угловая скорость крена более 100 град/сек.
По сравнению с Ми-24 у Ми-28 в 1,5 — 2 раза снижена заметность в инфракрасном диапазоне (при тех же двигателях) за счет установки экранно-выхлопных устройств.
Также они повысили надежность втулки винта.
Важнейшие агрегаты вертолета и проводка дублированы и расположены по разным бортам.
Технические характеристики
Экипаж: 2 человека
Пассажиров: 3 человека
Длина фюзеляжа: 17,05 м
Высота: 3,82
Ширина с консолями крыла 5,88 м
Диаметр несущего винта: 17,2 м
Диаметр рулевого винта: 3,85 м
Масса:
пустого: 8095 кг
нормальная взлётная масса: 10900 кг
максимальная взлетная масса: 12100 кг
Масса боевой нагрузки: 2300 кг
Масса топлива: 1500 кг
Силовая установка:
Тип двигателя: турбовальный
Модель: Мотор Сич ВК-2500-02
Мощность:
на чрезвычайном режиме: 2700 л. с.
на взлетном режиме: 2200 л. с.
на крейсерском режиме: 1500 л. с.
Лётные характеристики
Максимальная скорость:
при горизонтальном полете: 300 км/ч
крейсерская: 270 км/ч
Дальность полета:
максимальная 450 км
с ПТБ: 1087 км
Статический потолок: 3600 м
Динамический потолок: 5000 м
Скороподъёмность: 13,6 м/с
Вооружение
Встроенное стрелково-пушечное: 1 ? 30-мм пушка 2А42, боекомплект 250 снарядов.
Точек подвески: 4
Подвесное стрелково-пушечное: 2 ? 23-мм ГШ-23Л
Неуправляемое ракетное: НАР С-8 — 4 х 20 шт; НАР С-13 — 4 х 5 шт;
Управляемое ракетное: ПТУР «Атака-В» (9М120, 9М120Ф, 9А-2200) х16.
«Воздух-воздух»: Игла-В — 4 x 4 шт.,
Бомбовое: авиабомбы 250, 500 кг, баки с зажигательной смесью