Гайд по созданию проектов в понимании РыБы
Сразу предупреждаю: здесь нет готового шаблона проекта, не было и никогда не будет.
Если вы найдёте здесь что-то, что посчитаете прописными истинами, может, это они и есть, но многие начинающие проектоводы ими пренебрегают.
Введение
С чего начать?
Скорее всего, ты, читатель, обратился сюда именно с этим вопросом. Увидел пару-тройку проектов в РЗ, поверхностно изучил и решил – «чем я хуже? Устрою свой!», так?
Келанич писал(а):
Никогда не строй проекты "просто так". Должна быть цель, каким будет результат. Иначе процесс превратится в марафон, лишённый смысла.
Так вот – если тема проекта будет создана впопыхах, лишь бы успеть (к чему?) и методом «остальное завтра напишу», а суть и вовсе не придумана, ничего хорошего творению не светит: оно быстро утонет в РЗ (хотя с этим и можно поспорить, ведь активность Зоны вне проектных подфорумов невелика) и будет забыто. Разве что, возможно, Тёмный Лива упомянет недопроект в своём списке.
Дам, пожалуй, кое-какие советы, да расскажу, как делать не надо.
Келанич писал(а):
Если уж ты и начал проект, то будь уверен, что тебе больше всех таскать. Не утащишь – всё пойдет ко дну, инфа 100%.
Что может быть полезно
О чём делать проект?
Келанич писал(а):
Иметь идеи – одно, а другое – их всем рассказать, и совершенно третье, чтобы все тебя правильно поняли.
«О биониклах!» – рвёшься ответить ты, читатель. Похвально. Но «о биониклах» – категория весьма размытая: в неё запросто попадают и Old History. New Warriors, призванный достроить персонажей официальной вселенной (иначе – сеттинга; назовём его базовым), и Runns’ World, описывающий времена, в базовом сеттинге не упоминавшиеся, и даже приснопамятный Shattered World, полный нарушений канонов.
Так о чём же именно будет твой проект, читатель?
- можно
дополнять базовый сеттинг, как это делается в OHNW и RW. Выбор хорош тем, что сразу имеем достаточно много канонической информации, на основе которой и можно выдумать что-нибудь интересное, но уверен ли ты, что всё будет так радужно? Упомянутая информация зачастую противоречива, есть пробелы в логике, и даже если удастся залатать эти дыры – не факт, что дополнение будет столь же интересным и, главное, стилистически подходящим. Несказанно бьют по атмосфере всяческие федерации и республики, внезапно выскакивающие в самых неподходящих местах сеттинга.
Впрочем, если уверен на все девяносто шесть кран из девяноста шести – флаг в руки тебе, творец. Возможно, результат и вправду будет достойным.
- можно
продолжать базовый сеттинг с момента его официального окончания, как это проиcходит в Bionicle: Evolution и Way Back Home. Хорош выбор тем же, чем и предыдущий, но... не слишком ли перегруженной разнообразными сущностями становится вселенная? И что делать после хэппи-энда?
В общем, тут надо подумать, читатель, и поразмыслить над тем, сможешь ли интересно продолжить.
- можно сделать на основе базового сеттинга
альтернативную вселенную, как это было в Shattered World. Основной плюс выбора – можно оставить те моменты вселенной, которые нужны, и вырезать, радостно клацая ножницами, всю нелогичность, весь тот балласт, что есть в творении Фейбера и Фаршти. Главное здесь – не переусердствовать, не то в благородном стремлении можно ненароком отрезать слишком много, и от биониклов останется чуть-чуть, а то и вовсе нисколько. Метод «весь мир насилья мы разрушим до основанья, а потом...» работает, увы, не всегда.
Труден сей путь и тернист, но правильный выбор точки отсчёта (где, собственно, и ответвится новый сеттинг) несколько облегчает задачу.
- можно вообще забыть про биониклов и
делать что-то другое. Плюсы – почти никаких рамок, минусы – заинтересованность РыБной аудитории не гарантирована, особенно если предмет сложен для понимания (Steel Heaven) либо основные модели проекта (к примеру, центральная нация сеттинга, как в Project Slizer) требуют специфических деталей, которые затруднительно добыть.
Пробовать, впрочем, не возбраняется.
Выбрал один из вариантов, читатель? Теперь придумай
концепцию. Желательно, чтобы её можно было изложить кратко – «вирусный постапокалипсис в антураже био», «история прототипов маторанов», «множество ОБЧРов бродит по Сферус Магне». Уже возникают какие-то ассоциации? Это хорошо, без идей проект не останется.
Келанич писал(а):
Проект должен иметь стержень, нечто, отделяющее его от остальных. Это поможет сохранить оригинальность проекта и не скатиться в копию другого. И необязательно проекта.
Теперь загляни в РЗ, читатель, и посмотри, нет ли
очень похожего в уже действующих проектах. Если нет – отлично, ты придумал что-то новое. Ну, или вспомнил хорошо забытое старое. Важно то, что проект будет выделяться, следовательно, кого-нибудь заинтересует. Развивать неинтересный проект, конечно, не запрещено, но смысла в этом нет.
Прежде чем создавать тему и рваться в бой, потрать на обдумывание основ сеттинга и заготовку темы ненулевое время. Возможно, стоит это дело с кем-нибудь обсудить, это помогает. Слово «дизайн-документ» для непосвящённого выглядит страшно, не спорю – но лучше его всё-таки написать, внести туда самое нужное и важное.
Помни –
тебя никто не торопит, если ты, конечно, не написал по глупости «проект будет открыт завтра в 9:00». Если ещё не написал – не пиши. У тебя полно времени! РыБа
гниёт живёт медленно, никаких конкурсов по сеттингостроению нет и, видимо, никогда не будет, торопиться некуда – стоит употребить имеющееся время на пользу проекту.
Темпест писал(а):
Не забывайте сделать некий центральный сюжет. Он может состоять из множества рассказов, но все они на одной оси, которая развивает вселенную, дополняет её.
Не забывай о
логике, читатель. Между элементами сеттинга должна быть логическая связь, если связь одного элемента с другими никак не получается создать – выбрасывай без сожалений.
Келанич писал(а):
Гоняясь за одной мыслью, не ломай другие. А то получится как трёхметровая башня из посуды - один неаккуратный толчок, и все упадёт. На тебя. И будешь ты долго истекать кровью на полу, и все будут над тобой ржать.
Келанич писал(а):
Если твой проект основан на определённом персонаже - выясни для себя, это всё-таки проект про сеттинг или же история только про одного?
Стоит также определиться с типами творчества, что должны быть представлены в проекте.
Самый популярный на РыБе –
лего-моделирование, что очевидно. Есть, впрочем, тонкость в этом выборе: большинство строит персонажей, следовательно, проект должен им уделять определённое внимание. Если вы про технику, географию или (о ужас!) космологию – увы, с моделями будет туго.
Второй вариант –
рисунки. Тут возможностей побольше (можно иллюстрировать технику, географию и даже космологию), но надо уметь – или найти того, кто умеет и согласится работать на проект.
Третий –
рассказы. Возможностей ещё больше, но кто умеет?.. На РыБе толковых писателей можно пересчитать по пальцам – одной руки, заметьте.
В общем-то, это основа. Кто-то пытается придумывать игры (настольные либо вообще компьютерные), но это уже экстремальный вариант.
Теперь немного от разных лиц об
организации работы и участниках.
Кял писал(а):
Не давить авторитетом начальника, и вообще, если есть начальство в проекте, нигде не упоминать, что оно им является. Равноправие – залог стабильной работы.
Тоа Электричества писал(а):
Даже при условии общественности проекта надо иметь пару-тройку лиц, с которыми ты поддерживаешь стабильные отношения и которые ТОЧНО могут выполнить какую-то базовую работу для проекта.
ОСП-Ската писал(а):
Основатель должен сам активно наполнять проект, а не предоставлять это участникам, оставляя себе лишь руководящую роль.
Да и вообще основателю проекта стоит во многом разбираться, чтобы корректировать идеи и вклад участников с точки зрения совместимости стилистики, относительной реалистичности (на уровне соответствия законам физики или внятного и логичного обоснования несоответствия).
Келанич писал(а):
Подыщи себе «собутыльников». Именно собутыльников. С кем ты можешь и хочешь проводить свои бесполезные вечера за компьютером.
В команде всегда должны быть люди, которые умнее тебя. Пусть они и тебя бесят. Пусть они над тобой издеваются. Но именно они укажут на все твои ошибки, насколько это больно ни было.
Иногда некоторые члены проекта приносят больше вреда, чем пользы. Особенно командной работе. Таких нужно удалять быстро и беспощадно.
Темпест писал(а):
Стабильная и дружная команда - залог успеха. Дайте развить им свои идеи, которые могут перерасти во что-то действительно годное. Старайтесь не таить своих планов, лучше усовершенствуйте их с друзьями.
Некоторые ошибки, распространённые и не очень
-
недостаточное описание и чрезмерная энциклопедичность – две одинаково вредные крайности: обе они затрудняют появление новых участников. Недостаточно описанный проект не даёт о себе представления новичку, а излишне энциклопедично описанный вызывает реакцию «многабукаф, ниасилил». Первая крайность в числе прочих причин сгубила ShW, вторая мешает притоку заинтересованных в Project Slizer. Нужно искать золотую середину.
-
отсутствие конфликта и динамичности. Увы, народ, как ни странно, не привлекают проекты идиллического мира или вселенной, где толком ничего не происходит – народу подавай хлеба и зрелищ, и с этим ничего сделать нельзя. Есть вероятность, что эта причина оттолкнёт народ от Project Slizer в сторону слайзеропроекта Тураги Макуты, если тот соизволит появиться.
-
нарушение стилистики – как в названиях, так и в реалиях сеттинга. Довольно распространённая ошибка, особенно заметная в Bionicle: Evolution. Все эти «федерации», «республики» и прочие внесения человеческих реалий режут глаз с той же силой, с какой это делают очевидно английские имена. Старайся напрягать фантазию, читатель.
-
фокусировка внимания на незначительных вещах. Как говорил Кял, «давайте продумаем весь воздух в ШВ – очень масштабно и одновременно фигня». Лечится правильной расстановкой приоритетов.
-
одновременное введение множества новых для сеттинга сущностей. Чаще всего вредит так же, как и излишняя энциклопедичность – «многабукаф, ниасилил». Кроме того, новые сущности зачастую выбиваются из стилистики.
-
заметные заимствования. Именно они в числе прочего сгубили ShW. Если заимствуешь в свой проект чужое, читатель, то хотя бы обрабатывай напильником мысли, дабы не бросалось в глаза.
-
кроссовер (слияние) с иной вселенной. Вреден тем, что часто неинтересен и до роли основной идеи не дотягивает. В него чуть не превратился ShW, но заблаговременно умер.
-
постапокалипсис с мутантами, пустошами и выживанием. Зажёван донельзя. Если катаклизм уж так сильно необходим – продумай, читатель, не первые несколько (десятков/сотен, ибо живут матораны и сферус-магнийцы долго) лет после него, а эпоху, когда новый мир уже отстроен.
-
ещё один Остров-Нуи с теми же самыми маторанами и иже с ними. Да, это тоже ошибка, поскольку построить на этой основе нечто оригинальное крайне затруднительно (см. выбор «расширять базовый сеттинг»).
- чрезмерный напор
на проектные правила вроде распределения ролей, каких-то ссылок на правила форума, каких-то очков и бонусов. Балласт. Забыть, закопать в огороде, присыпать листьями и сделать вид, что так и было.
-
заглавные буквы там, где они не нужны – в названиях рас, к примеру. Раздражают не меньше республик.
Келанич писал(а):
Такие слова, как «Эпик», «Брутально», «Круто», совершенно не подходят для дела. Эти слова заставляют тебя выглядеть как школоло, чьи руки добрались до компьютера. Сами такими были, печально.
Небольшие советы о разном
Кял рекомендует не работать над несколькими проектами сразу – максимум над парой.
Кял писал(а):
Ибо:
1) Идей на все прожекты не хватит.
2) То же самое относится к интересу.
3) То же самое относится к времени.
4) Если предыдущие 3 пункта списка чудесным образом обошли вас стороной, то вы либо Юлий Цезарь, либо Нитор, либо творите г[]но.
Либо вы Вантала, и вас всё равно на всё сразу не хватает – добавляет автор гайда.
Келанич, пользуясь печальным опытом руководства ShW и StH, советует:
Цитата:
Сходить с ума и временно терять логику рекомендуется. Помогает справиться с тяжестями Реальной Жизни, и есть вероятность наткнуться на некую интересную идею.
Игни считает:
Цитата:
На личном опыте убедился, что надо думать о любой идее с конца, а не «Сделаю начало, дальше само пойдёт». Иначе не хватит идей/охватит лень.
Жмед на основе опыта работы в ShW добавляет:
Цитата:
Думай, когда надо закончить проект, а то будешь заставлять себя и всех оставшихся участников таскать ненужный труп.
Тета Сигма, он же Док, подытоживает:
Цитата:
Как человек, который год безуспешно пытался воскресить умерший Мега-План, могу добавить, что любой проект умрёт. Независимо от того, насколько он популярен.
Вот и весь гайд. Успеха в проектостроении, читатель!
-Н-